16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Среда,
24 апреля

Новости Вторник, 3 декабря 2013, 5 комментариев

«Хакасия, дорога перемен»: как возродить фермерское хозяйство

«Хакасия, дорога перемен»: как возродить фермерское хозяйство
16+

Продолжение проекта «Хакасия: дорога перемен». Мы рассказываем о том, как удается нашим соседям решить очень важные проблемы, что называется, малой кровью. Сегодня речь пойдет о крепостных XXI века. Они появились в многих хакасских селах. Кто они и чем занимаются — смотрите во второй серии проекта.

Деревню Борозда в Хакасии теперь не узнать. Новый ровный асфальт, водопровод, освещение. Все потому что с этой весны у маленького села на 100 с лишним человек появились крепостные....нет, не крестьяне вовсе. Крепостные XXI века — это чиновники. Губернатор республики волевым решением раздал своих министров в «рабство» сельчанам. То есть в приказном порядке заставил каждого высокопоставленного чиновника взять шефство над одним бедствующим селом и навести там порядок. У Борозды теперь, подумать только, в крепостных — министр регионального развития Хакасии.

В деревне Борозда проживают 112 человек, это даже меньше, чем в любой из многоэтажек Красноярска. Но это не мешает сюда регулярно приезжать властям. И вести переговоры с жителями, договариваться. Первым делом люди попросили отремонтировать колонки. Сейчас все новые и новый водопровод.

Такое, мягко говоря, странное распоряжение главы вызвало со стороны чиновников, конечно, резкое неудовольствие. Перспективу сменить кабинеты на вояжи по селам, где доживают 30-50 стариков, многие чиновники восприняли чуть не как самодурство. Рассматривал ли губернатор Зимин угрозу саботажа — неизвестно, но в Хакасии с ним спорить давно уже не принято, с несогласными он в демократию не играет. Губернатор на крепостных министрах не остановился. Сельское хозяйство Зимин считает, по-прежнему, самой перспективной и главной специализацией Хакасии. Хакасия начала выдавать дотации на крупный рогатый скот. По 500 рублей за голову. Это не шутка, Галина подсчитала: ее Зорьки и Буренки заработали уже 30 тысяч за полгода. Для фермеров эти деньги в самый раз.

Можно сказать, искусственное дыхание селам уже сделано. Но конечную цель хакасские власти видят уж совсем амбициозную: переплюнуть в сельском хозяйстве советские показатели. Кроме экзотических мер, фермерам выдаются миллионные гранты и субсидии на развитие, Хакасия за свой счет строит в селах фельдшерские пункты и школы, выделяет бесплатные земли для молодежи.

В сентябре в Абакане открылся первый фермерский рынок. Казалось бы — ну и что тут такого. Власти обещают жестко отгонять от него перекупщиков и решить еще одну вечную проблему: когда полукриминальные структуры не пускают самих фермеров к рынкам, а потом за копейки скупают у них мясо и молоко. Пока Зимину реально удается отгонять перекупскую мафию: цены на новом рынке действительно низкие. Баранья вырезка — 230 рублей за килограмм.

Мы попросили красноярских экспертов прокомментировать активность наших соседей. Вдруг это обычный бесполезный пиар?

Президент Ассоциации фермерских хозяйств Красноярского края Александр Воронин: «Сегодня первое лицо в Хакасии — господин Зимин, занял очень такую положительную позицию по отношению к сельскому хозяйству. Регион серьезно занимается возрождением поголовья овцы. Вот чему стоит поучиться и не надо изобретать велосипед, стоит посмотреть, что делается у наших соседей».

Хакасия действует по-своему, но последовательно — итожат красноярские эксперты. Остается только один вопрос: удастся ли маленькой республике на юге Сибири сделать то, что пока не под силу всей стране?

Наши проекты