16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Вторник,
12 ноября

Новости Среда, 25 сентября 2024, 0 комментариев

Ученые из СФУ впервые датировали старинные православные иконы

Красноярские ученые из СФУ впервые датировали старинные православные иконы. Их написали в Сибири, причем 2-3 века назад. Выяснить это удалось с помощью исследования деревянных досок, на которых написаны святые. Софья Толстопятова оценила открытие вместе с ученым, искусствоведом и хранителем коллекции.

— Ребята, у вас такое, о чем не знает никто. Это надо изучать.

Небольшая, на первый взгляд, но от того не менее ценная коллекция икон, — сегодня предмет научного исследования. Как мягко выражается отец Алексей, XX век был очень некомфортным для и́конописи в Сибири. Артефактов православной жизни осталось не так много, и до недавнего времени их изучением никто не занимался. А между тем, иконописцы в Сибири свое дело знали хорошо.

Елена Шаклеина, искусствовед, эксперт по культурным ценностям при Министерстве культуры РФ
— Наши Енисейские иконы практически не имеют коробления, то есть это значит, что те, кто делали доски, они прекрасно понимали, в какое время нужно срубить дерево, как его нужно правильно подготовить. Те же самые доски Центральной России, они лиственные породы использовали. Они часто имеют коробления.

Наши же из хвойных пород, а потому в том числе стойко пережили не один век. Авторство икон, как правило, не сохранилось. Изображение из эпохи в эпоху могли дописывать и реставрировать, менять стилистку — в этом смысле живопись обманчива. А вот древесные кольца не перепишешь. Как раз по ним ученые дендрохронологической лаборатории СФУ впервые определили время создания икон.

Захар Жарников, старший научный сотрудник Сибирской дендрохронологической лаборатории СФУ
— Вот это для нас это было новое поле экспериментальное. Мы шлифовали торцы, вручную все это делалось... Затем мы засканировали рисунок годичных колец, получили изображение высокого разрешения. Затем мы измерили ширину этих годичных колец и построили по ним графики.

И так выяснилось: самая поздняя икона — Благовещение Пресвятой Богородицы — 1907 год. Самая ранняя — Николай Чудотворец — 1743. Коллекцию предоставил ученым отец Алексей. У каждой своя история: часть икон стояли в храмах, другие отдали прихожане, а одну из едва ли не спасали из мусорки.

Софья Толстопятова, корреспондент новостей «Прима»
— Ну, а мы решили провести небольшой эксперимент. У нас есть такая икона, ничего о ней не известно. Видно только, что изображение местами стерлось, лак пожелтел. Ну, посмотрим, что по внешнему виду могут сказать специалисты.

Для Красноярского края у этой иконы нехарактерное оформление полей. Похожа на те, что писали на рубеже XIX и XX веков. С точки зрения культуры, она малоценная, признает искусствовед. А вот у священнослужителя свой взгляд.

Алексей Язев, настоятель храма Святой Троицы
— До нас дошло буквально несколько процентов от того объема икон, которые были до 1917 года, поэтому каждый предмет уникальный. Мне кажется, этот предмет прекрасен сам по себе. В киот, под стекло и акафист Николаю Угоднику читать, и будет все прекрасно.

Иконопись, а уж тем более локальную, сибирскую, изучают не так активно. Но все участники процесса — и с научной, и с церковной стороны крайне вдохновились последними открытиями. Теперь рассчитывают сотрудничать и дальше — восстанавливать часть большой истории Красноярского края — православную, со своей идентичностью.

Наши проекты