16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Четверг,
5 февраля

Экология Сегодня, 0 комментариев

Что происходит с экологией в Красноярске: мнения экспертов

И как раз в связи с погодой режим НМУ в Красноярске обещают снять уже завтра в 19:00. Но обещать — не значит сделать. Этот урок за месяц 2026 года жители хорошо усвоили: 19 дней за январь и начало февраля жители дышали гарью и примесями. Но если предприятия в режим неблагоприятных метеоусловий уже снизили выбросы, откуда тогда вообще у нас берутся взвешенные вещества в воздухе. В этом попытались разобраться Алена Крашенинникова с учеными и экологами.

— Если объяснять жителю какого-нибудь газифицированного города, что такое режим неблагоприятных метеоусловий, у нас это вряд ли получится. Лучше один раз показать — вот такая картинка и все становится на свои места. А между тем еще только начало февраля, а мы уже в 7 раз в 2026 году находимся в режиме НМУ. И Красноярцы уже, пожалуй, привыкли жить в условиях малой видимости, дымки и смога. Мы решили спросить у экспертов и экологов, как это так: предприятия выбросы снизили, а дышим мы все равно с запахом гари.

Начать стоит с самого понятия. Режим неблагоприятных метеоусловий — не равно грязный воздух. Его вводят, когда в Красноярске наступает период безветрия, а пыль и гарь переходят в стадию накопления. Явление это связано и с климатическими факторами.

Валерий Заворуев, ведущий научный сотрудник отдела технологического мониторинга природной среды, доктор биологических наук
— Это снижение скорости ветра до штилевых условий и инверсия. Это когда температура с высотой увеличивается, становится теплее. Вот эта инверсия запирает распространение загрязнений вверх.

Валерий Заворуев рассказывает: роль в накоплении примесей играет расположение источника загрязнения относительно земли. Трубы заводов высокие, а печные низкие. И именно последние дают основной негативный вклад. Более того, на протяжении 7 лет это доказывает исследование: сравнение воздуха в городе и за его пределами.

Валерий Заворуев, ведущий научный сотрудник отдела технологического мониторинга природной среды, доктор биологических наук
— В деревне Минино нет ничего: ни транспорта, ни промышленности, только частный сектор, который отапливается печным отоплением. А в городе разные источники загрязнения. Но сравнение среднемесячных концентраций показывает, что загрязнение в деревне Минино выше, чем в Красноярске.

Павел Гудовский, председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи края
— Предприятия регулируются в режим НМУ. А частный сектор, автотранспорт — это все вне зоны регулирования. Ты не можешь постучать в окно частнику и сказать «Ты меньше сегодня топи».

А нет контроля, значит и концентрации выше — уверен председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи края Павел Гудовский. Не зря мы остро чувствуем запах именно гари и жженного угля, особенно в низинах: в центре города, на правом берегу.

— В период действия режима НМУ эксперты советуют в принципе воздержаться от прогулок. Но если решили выбраться из дома, то делать это лучше в дневное время. Потому что утром и вечером люди затапливают печи и концентрация веществ в воздухе выше. И еще один совет: вспомните про маски. Вот так можно отправляться на прогулку.

Но тогда вопрос: а где эффект от программы «Чистый воздух», в которой печи меняют на современные котлы? Программа хорошо работает, признают экологи. Однако проконтролировать, какого качества используют уголь, которым топится новый котел — невозможно.

Павел Гудовский, председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи края
— Как только появился спрос на уголь... Устанавливают котлы которые работают только на прессованном угле: семечка, орех. Рынок насытился поддельным углем. Стали некачественный уголь прессовать и продавать. А от него эффекта никакого нет: он как дымил, так дым от него и идет.

Конечно, можно установить контроль и за поставками угля, да только на это нужны и дополнительные сотрудники, и, конечно, средства. Глобальным решением проблемы могла бы стать газификация региона. Президент поручил провести к нам трубу с голубым топливом до 2028 года. Очевидно, как минимум до этой даты Красноярску точно ничего не светит. Плюс — многое в руках Газпрома. Компания готовит проект подключения города к магистральному газопроводу «Сила Сибири — 2».

— Если газ все-таки дойдет до Красноярска, то возможно мы увидим и дома, скрытые за пеленой дымки и четче разглядим в целом красоту нашего города. Но пока мы вынуждены жить в ситуации вот такого смога. И дышать гарью с примесями.

Наши проекты