16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Вторник,
12 ноября

Экономика и бизнес Среда, 26 июня 2024, 0 комментариев

Цемент ищет пути сообщения

В Сибири наблюдается строительный бум. Объем потребления цемента, один из ключевых маркеров текущего состояния строительной отрасли и ее перспектив, непрерывно растет уже более года. В сибирские регионы активно «заходят» федеральные застройщики. Почти в каждом регионе наблюдается рост строительства. В Кузбассе продолжается реконструкция аэропортов. В Красноярске после длительного застоя идет возведение нового жилья и линий метро. Новосибирская область входит в топ5 российских регионов по объемам жилищного строительства и благоустройства.

Один из лидеров строительной отрасли Красноярского края и всего Сибирского федерального округа — «Ачинский цемент» — активно пытается удовлетворить заметно возросший спрос на свою продукцию: уже сейчас на «Ачинском цементе» ведется работа по восстановлению и запуску третьей линии производства цемента. Все основные мероприятия по развитию производства планируется завершить уже в 2024 году.

Однако сибирские производители цемента столкнулись с серьезными логистическими проблемами: тот же «Ачинский цемент» испытывает проблемы с вывозом готовой продукции из-за железнодорожных ограничений.

Свою продукцию комбинат вывозит через станцию Ачинск-2 Красноярской железной дороге, которая относится к Восточному полигону РЖД. Однако проблемой этого направления являются инфраструктурные ограничения на БАМе и Транссибе — как заявлял ранее заместитель главы правительства России, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, в 2023 году объем грузов, который не удалось вывезти из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона, составил более 180 млн тонн.

РЖД уже долгое время занимается модернизацией этого направления, но его возможности пока не позволяют перевозить все необходимые грузы. Ситуация усложнилась после того, как экспортные потоки были перенаправлены с Запада на Восток.

Сейчас правительство совместно с РЖД рассматривает вопрос увеличения пропускной способности Восточного полигона до «не менее чем» 270 млн тонн грузов в год. Для этого придется построить на БАМе вторые пути, дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур. Но пока рабочая группа только определяет параметры стоимости этих работ, сроки и механизм их реализации. Понятно, что строительство столь масштабных объектов потребует многих лет.

А проблема требует оперативного решения: согласовывать заявки на транспортировку цемента на восток (Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги) и отправлять порожние вагоны с запада (Западно-Сибирская и Свердловская ж.д.) в Ачинск стало сложнее. Это приводит к проблемам: вагоны, которые уже разгрузили клиенты «Ачинского цемента» в Сибирском федеральном округе, не могут вернуться на комбинат. Они простаивают по 5-10 дней перед отправкой в обратный рейс.

Такие же проблемы испытывают и другие производители цемента. Из-за дефицита вагонов и ограниченной пропускной способности железных дорог сроки доставки цемента в ряд регионов уже выросли на 36-86%. Это, в свою очередь, привело к росту транспортных расходов на 15-25% (и, как следствие, повышению цен на стройматериалы), пишет «Коммерсант».

В письме, направленном АО «ЦЕМРОС» вице-премьерам Марату Хуснуллину и Виталию Савельеву указывается, что дефицит логистических мощностей уже создает предпосылки для формирования нехватки стройматериалов в отдельных регионах. Компания просит вмешаться в ситуацию и принять меры по стабилизации ситуации. В частности, предлагается предоставить цементу и стройматериалам приоритет при перевозке по железной дороге.

По данным «Союзцемента», объем перевозки цемента ж.д. транспортом сократился на 3,2% по сравнению с прошлым годом, тогда как его потребление выросло на 4,8%. Задержка доставки грузов на ряде железных дорог составляет до 200% от установленных нормативных значений.

В результате производители цемента вынуждены задействовать автотранспорт или компенсировать срок оборачиваемости вагонов привлечением новых. В итоге рост тарифов, увеличение стоимости лизинга и другие факторы привели к подорожанию перевозки по железной дороге на 15–25% за год. Производители цемента утверждают, что сейчас транспортное плечо формирует в среднем 20–30%, а иногда до 50% стоимости цемента для потребителя.

Ситуация с перевозкой цемента особо обостряется в летний период, когда объем отгрузок увеличивается втрое к осени—зиме. Эксперты считают, что возникшие у производителей цемента логистические сложности могут привести с срывам планов строительства, повлечь финансовые потери у застройщиков.

Для решения проблемы нужно выработать комплекс мер при согласованном участии всех заинтересованных сторон — производителей цемента, РЖД, Минстроя, правительства, тем более что строительство — один из главных факторов устойчивого экономического роста всей страны, и проблемам этой отрасли следует уделить особое внимание.

Наши проекты