16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Пятница,
5 декабря

Происшествия Понедельник, 6 октября 2025, 0 комментариев

«Беспрецедентный поиск»: как ищут семью Усольцевых в Кутурчинах?

«Беспрецедентный поиск»: как ищут семью Усольцевых в Кутурчинах?
16+

Больше 300 человек ищут бесследно пропавшую в Кутурчинской тайге семью Усольцевых. Со всей страны в край едут лучшие поисковики, а сегодня людей будут звать с воздуха — для этого из Москвы доставили акустический излучатель. С момента пропажи прошла неделя. В лесу наступила зима, но поиски продолжатся. Их уже называют беспрецедентными. Новости «Прима» тоже отправились в Кутурчин.

Две заснеженные тропы — два пути, куда могли отправиться таинственно пропавшие Усольцевы — Сергей, Ирина и Арина. Уже неделю о них ничего не слышно. Путешествие в районе Кутурчина для семьи началось с этой базы отдыха. Сюда они приехали в последние жаркие выходные осени.

Ночевать мы будем сегодня в домике-куполе, с банькой, в таком диком месте, — рассказывала 27 сентября Ирина Усольцева.

На утро воскресенья туристы расспросили местных про маршруты и отправились в путь.

Евгений Кудряшов, директор базы отдыха «ГеоСфера»
— Они от нас выехали примерно в 11 с базы. Расспрашивали про маршруты — Буратинку и Мальвинку. Было понятно, что они не были здесь раньше? Не были. Если они вышли в 11, то в тот же день хотели вернуться в город. Планов ночевать у них не было, как я понял.

Софья Толстопятова, корреспондент новостей «Прима»
— А это тот самый путь, по которому предположительно пошла семья Усольцевых — отчетливая тропа к скале Буратинка. По всему маршруту есть такие метки, а дальше — лишь курумник и подъем на скалу. В общем, не потеряешься. Значит, что-то заставило их сойти с тропы.

Андрей Крупнов, координатор отряда «Поиск пропавших детей имени Оксаны Василишиной»
— Ищем, ну всё-таки, может быть, с ними что-то случилось — какая-то травма. Они вышли несколько часов назад, у них испортилась погода. Возможно, из‑за ребенка мужчина решил срезать маршрут и выйти на дорогу.

Отправная точка и последний след пропавшей семьи — машина, оставленная прямо перед выходом на тропы. Внутри — одежда и детские игрушки. Вокруг автомобиля развернулся штаб поисковиков.

В небольшой палатке, под шум генератора и на усилителях связи, работает «мозг» спасательной операции. Здесь координаторы выдают задания группам.

— Ваша задача — проехать по этой дороге. Она проездная.

Максим Бекер, помощник координатора поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», г. Томск
— Вы из Томска? Я из Томска. Я участвовал в нескольких резонансных поисках. Это называется резонансный поиск в нашей терминологии.

Каждой уходящей в лес группе, а добровольцы отправляются едва ли не каждый час, выдаются навигаторы. Они планируют маршрут. Уже не раз поисковики проходили и путь Усольцевых.

Сергей Шангин, доброволец из Иркутска
— Сколько он занял времени? Вышли в час дня, вернулись — уже темно было. Наверное, часов 7–8. Я просто анализирую свой вчерашний трек по следовой задаче, ищу ошибки.

Все выходы собирают в единую карту. А наглядно масштаб проделанной работы — клубочек на штабе, откуда выдвигаются группы. А дальше, словно паутина, пути расходятся во все стороны возле Кутурчинского Белогорья. И все равно ни следа не обнаружено на земле.

Александр Щукин, координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», г. Москва
— Место и расположение, где мы ведем поисково-спасательные работы, довольно туристическое, поэтому мы не можем точно сказать, что артефакты принадлежат нашим пропавшим. Это что именно было? Различные находки — салфетки, следы, кострища. Это не является фактом.

Ведутся поиски и с воздуха. По кадрам с коптера понятно, что разглядеть человека — тяжело. Были полеты с тепловизором, но ясных точек не нашли. Для понимания: костер выделялся бы, как полевая кухня в районе штаба.

Одна из версий: семья могла столкнуться с волками или медведями — такими водятся тут. Но следов нападения не обнаружено.

Еще одна версия: Усольцевы укрылись в избушке...

Евгений Кудряшов, директор базы отдыха «ГеоСфера»
— Ну, мы здесь охотимся в этих местах, поэтому можем считать себя местными. Ближайшая избушка, которую я знаю, — примерно 10 километров отсюда. Ее проверяли вчера и сегодня, там ничего нет.

Очередная группа возвращается из леса — мото-добровольцы.

— Это что сфотографировали? Следы какие-то, я не знаю. Чьи это? Не, ну это не собаки. Не похоже, да, на собаку? Не, не, не. Скорее всего, лиса. Да.

Андрей Волков, доброволец из Красноярска
— В первый раз участвую в поисках, ребята позвали. Откликнулся — приехал группой из трех человек. Пятилетний ребенок, очень страшная история, ночью холодно. Может, шансы есть минимальные, кричим, слушаем. 01:50 ))

Пока поиски Сергея, Ирины и Арины Усольцевых идут вопреки всему. Глава семьи — опытный турист, а такие знают основные правила ориентирования: искать обратный азимут, оставлять метки и так далее. В конце концов, с семьей была собака — питомец по кличке Лада, корги. На ее следы или лай тоже надеются.

Сейчас задача № 1 — исследовать все возможные укрытия.

Владислав Величко, региональный представитель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»
— На сегодняшний день это один из самых беспрецедентных поисков на территории Красноярского края. Самая дальняя группа сегодня отправилась за 60 километров, на полноценный автоном. К нам ночью присоединился спелеолог. Он исследователь, тот, кто открывал те пещеры, куда сегодня выдвигалась наша группа.

Уже сегодня к поискам подключился и уголовный розыск. Ранее родственники семьи предполагали, что на них могли напасть.

Из достоверных фактов: на подходе к Буратинке пропавших видели две туристки — это было в первый день похода. А по неофициальной информации, там же удалось отследить телефоны Усольцевых — на третий день. Потом устройства, вероятно, разрядились.

Александр Щукин, координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», г. Москва
— Есть много примеров, когда люди выживали — их находили, с ними было всё хорошо, и так далее. Поэтому мы ни в коем случае не опускаем руки, не теряем надежду и продолжаем работать.

По последним данным, в поисках участвуют более 300 человек. Они будут продолжать работу, пока есть ресурсы: аккумуляторы, усилители связи, топливо, еда и вода для добровольцев. Наши пропавшие живы, утверждают они, пока не будет доказано обратное.

Наши проекты