16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Пятница,
5 декабря

Разное Среда, 12 ноября 2025, 0 комментариев

Закон о бездомных животных готовят к принятию: есть ли недоработки?

Закон о бездомных животных готовят к принятию: есть ли недоработки?
16+

Всем очевидно, что в «собачьем» вопросе без перемен уже нельзя, но и по‑новому получится с трудом. Так считают депутаты Законодательного Собрания, которым предстоит принимать закон об эвтаназии агрессивных животных на ближайшей сессии. Сегодня вопрос рассматривали на профильном комитете и назвали проблемы, которые так и остаются непроработанными. Что будет тормозить исполнение закона? Разбиралась Анна Гейнце.

Право принять решение о введении эвтаназии агрессивных собак регион получил от федеральной верхушки. Но априори нужно доказывать агрессию. Новый закон на этом и построен.

Виталий Дроздов, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края:
— Если собака не опасна для людей, если она не больная, то она отпускается обратно на улицу — этот порядок сохраняется. Собаки опасные, агрессивные, больные, тем более уже нападавшие на людей, отпускаться на улицу точно не будут.

Но дальше начинается самое интересное: что с теми собаками, которых содержат сейчас?

Казалось бы, первыми должны усыпить тех, кого уже содержат как агрессивных. В Красноярске это 1 200 голов. Но, раз собаки не обследованы по свежей методичке, их надлежит осмотреть заново. Иначе — скандалы от зоолобби. «Хорошо, обследуем», — рассуждают депутаты. А что делать, если выяснится, что половина собак вовсе не злюки? Выпустить ещё 500–600 голов на улицы недопустимо. Скорее всего, закон будет распространяться на вновь пойманных животных, а старых агрессивных продолжат содержать.

Где содержать остальных собак?

К закону об обращении с животными правительство края родило пару — законопроект, который передаёт все полномочия муниципалитетам. И снова «но». В регионе всего 9 приютов для содержания. Новых денег на создание площадок, чтобы хотя бы 10 дней держать собак и обследовать, никто не даёт. Есть только краевая субсидия, которую муниципалитет может передать отловщикам, а они должны будут строить площадки.

Но в отдалённых районах и отловщиков‑то столько не будет. И переезжать оперативно на севере невозможно, спорят депутаты‑представители.

Павел Семизоров, депутат Законодательного Собрания, представитель северных территорий края:
— Мы это, опять же, перекладываем на какие‑то юридические лица. Я предложил всё‑таки как‑то в оперативном порядке, чтобы типа полномочия передать муниципалитету, в том числе с деньгами. Мы лучше можем построить, потом, допустим, передать юридическому лицу для содержания либо для дальнейших каких‑то действий. И говорить о том, что у нас пожизненное содержание собак дороговато. Это я говорю мягко ещё. У нас не хватает средств на то, чтобы обеспечить наших детей‑сирот полноценно квартирами, жилплощадью. У нас не хватает средств, а мы об этом думаем. На весы ставить это тоже, думаю, надо.

Кто решит, каких собак усыпить?

Профессиональные кинологи считают, что агрессия собак всегда мотивирована. Такой вид. Но федеральный законодатель дал понятие «немотивированной агрессии», однако не описал его. Теперь регионы сами выдумывают определение. Определять, есть ли это у собаки, будут комиссии.

Ещё весной на севере забили тревогу. Чиновник города или села, отловщик, представитель приюта, ветеринар и кинолог — слишком уж много, чтобы собрать такой состав в каждом муниципалитете. Особенно маленьком, особенно труднодоступном. Закон разрешит обойтись без кинолога. Вопрос оплаты работы комиссий открыт.

Кто будет усыплять?

И, наконец, исполнители. Сегодня большинство отловщиков — это именно зоозащитные организации. Кто из них возьмётся за уменьшение численности собак — вопрос. Сколько слов и бумаги потратят главы муниципалитетов на уговоры, обеспечение субподрядов и прочее — тоже вопрос. Каких масштабов будет саботаж с вывозом в соседние регионы, даже представить сложно.

И ещё один момент:

— Что делать с собаками, которые не признаны агрессивными, которые подлежат выпуску в среду обитания, но отловлены там, где собака быть не должна? Детские площадки, учреждения, школы и так далее. Порядок определения места выпуска этих животных либо должно определить правительство, либо мы — в законе. Я не видел ни одного такого документа, которым было бы определено. Поэтому отловщики выпускают, как бог на душу положит, — заявил Алексей Кулеш.

И тут мы возвращаемся на окраины, например в СНТ «Теремок», где погиб мальчик Витя три недели назад. Здесь считают, что собак годами свозят им под двери.

— Окраины Красноярска кишат бродячими собаками. Это страшные дикие стаи, которые бегают, лают на людей, нападают. И вот, к сожалению, к большому моему сожалению, они растерзали нашего ребёнка, — говорит Ксения Буласова, представитель СНТ «Теремок».

Работа над законом продолжается, а принимать его будут 20 ноября.

Наши проекты