16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»

Суббота,
27 апреля

Станция на Ангаре Понедельник, 7 октября 2019, 0 комментариев

Станция на Ангаре. 1 серия

Почти семь лет назад далеко на севере завершился самый масштабный строительный проект современной России. Им стала Богучанская ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией четверть всего Красноярского края — силами всего пятисот сотрудников. Полина Кольт и Михаил Ленивцев разобрались, как живёт самая технологичная ГЭС страны, об этом в первой серии проекта «Станция на Ангаре».

Наше направление — город Кодинск в двух часах лёта на север. Ещё в 2015-м году с малой авиацией здесь было туго, сейчас? аж четыре рейса в неделю. От Кодинска ещё с десяток километров сквозь горную тайгу на микроавтобусе. А вот и наша цель — самое большое, технологичное и молодое сооружение в этих краях — Богучанская ГЭС. Это пятая по мощности ГЭС в стране, за последние полгода она произвела шесть миллиардов киловатт энергии. А за семь лет работы — 78 миллиардов? столько весь Красноярский край и Хакасия в придачу потребляют за год.

Да и рекорды по выработке здесь ставят постоянно. Только за этот год их уже три: в январе, феврале, июле и в августе. По итогам сентября, скорее всего, будет ещё один. Дело тут и в квалифицированных сотрудниках — у половины высшее образование, и в природе — Ангара в этом году полноводная.

Путь к этим рекордам был долгий — строительство шло 40 лет. В 1962-м году первые строители начали искать место для створа. Сначала его хотели сделать на 150 километров ниже по течению Ангары, рядом с Богучанами. Но постепенно створ сместился, рабочие основали город Кодинск и в 1980-м году начались масштабные работы. А название «Богучанская» так и осталось.

В середине 90-х стройку заморозили, денег хватало лишь на поддержку огромного недостроя. В нулевых жизнь вернулась в Кодинск. Нашлись инвесторы «РусГидро» и «Русал», идею достройки продвигал губернатор Александр Хлопонин и бизнесмен Олег Дерипаска. С новой жизнью пришли и новые специалисты. Владимир работал бурильщиком в карьере, готовил материал для отсыпки каменно-набросной части плотины. А теперь он в оперативной службе на самой станции.

Владимир Деринг, машинист гидроагрегатов
— Ну и самому мне нравится, потому что много лет уже хожу по сменам. График работы очень удобный, коллектив очень слаженный. Ну и нравится мне самому, по душе.

«Оперативников», как они себя называют, девять человек в смене. И работают они в самом сердце станции — машинном зале. Это самая важная часть ГЭС — 345 метров, на которых расположены гидроагрегаты, которых тоже девять штук: семь в работе, один на профилактике, и один в резерве. И вот масштаб для понимания: за секунду они пропускают через себя 400 ж/д цистерн воды.

Работает это вот как: напор воды из водохранилища раскручивает огромное колесо весом в 156 тонн. А оно через вал соединено с ротором, который и выдаёт электричество. Это как мы поняли, то есть совсем по-простому. На деле — хоть тут всё до невозможности автоматизировано, оперативникам нужно следить за кучей вещей.

Алексей Зубрицкий, начальник смены машинного зала
— Мы следим за режимом работы оборудования, то есть за гидрогенераторами. За их параметрами температурными, а также за качеством выдаваемой электроэнергии в сеть.

А для этого нужно быть сосредоточенными всю смену, последствия хмельных вечеров и недосып здесь не поощряются. Перед сменой все обязаны пройти медосмотр у врача. Трижды в день оперативников проверяет компьютер: он измеряет пульс, давление и реакцию оперативника. И на смену без его одобрения не выйти. Такая технологичность здесь повсюду — от маленького компьютера до уникального водосброса. В нём 50 ступеней, которые разбивают напор и успокаивают воду.

— И вот тот самый уникальный водосброс. Посмотрите вблизи, какой он огромный. Кстати, его запускали только один раз, в 2014 году, и то для теста. С тех пор — плановые проверки два раза в год. По идее, если водосброс не нужен — это квалификация инженеров. А мне нравится, что здесь шум воды, чайки орут. Прямо как на море.

«Оперативникам», правда, не до красивых видов. Кроме работы, есть и другие активности, вроде профессионального конкурса между российскими ГЭС — и там успехи не хуже. Сотрудники стабильно занимают призовые места — при том, что плотина самая молодая в России. До следующих соревнований ещё полгода, но на Богучанской ГЭС уже начали отборочные испытания и они точь-в-точь повторяют основные. Проходят они в несколько этапов: знание тех. документации, устранение аварий через компьютер, пожарная безопасность и первая медицинская помощь. Вот про неё-то рассказывать любят больше всего.

Евгений Сусликов, заместитель начальника оперативной службы
— У нас тот, кто занимается постановкой этого этапа, человек очень одарённый. Он и крови может подлить, и статисты так кричат воодушевлённо, что не все выдерживают.

В следующей серии мы расскажем о том, как за станцией следят и ухаживают. Вместе с инженерами мы поднимемся в горы и спустимся в подземные тоннели. А учёные объяснят, зачем они замеряют уровень кальция в воде и обследуют машинное масло.

Наши проекты