16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Среда,
8 мая

Втопим! Вторник, 14 февраля 2023, 0 комментариев

«Втопим»: транспорт и загрязнения воздуха

Перевести все автобусы на газ, сделать парковки в центре платными, а выделенку для автобусов пустить по центру улиц — это рецепт транспортных реформ Алматы. В новой серии проекта «Втопим» из южной столицы Казахстана — изучаем как в городе, который задыхается от смога не меньше, чем Красноярск, решают проблемы с загрязнением воздуха автомобилями.

По кадрам из Алматы и Красноярска можно играть в угадай город. Разобрать где какой невозможно, все отличия южной столицы Казахстана и сибирской стирает смог. Около половины выбросов, утверждают местные власти, от автомобильного транспорта.

Сергей Герасименко, руководитель финансово-хозяйственного отдела Управления экологии и окружающей среды Алматы:
— Дело в том, что у нас в городе зарегистрировано 500 тысяч авто, и ежедневно въезжают еще около 250 тысяч.

Борьба за чистый воздух в Алмате — это одновременно борьба с тотальной автомобилизацией. Идет она по всем направлениям. Первое — развитие наземного общественного транспорта: автобусов и троллейбусов. И здесь Алматы пошли дальше, чем Красноярск, и создали первую в СНГ линию Bus rapid transit, взяв пример с Европы.

Антон Попов, корреспондент Новостей «Прима»:
— Одно из достижений в развитии общественного транспорта Алматы считается вот эта, так называемая, линия БРТ, по нашему — выделенка. Но! Есть одна особенность — идет она не справа от дороги как у нас, а по центру слева, и она вообще не пересекается с движением автомобилей.

На такой выделенке автобусы не гоняются, а едут будто по рельсам друг за другом.

После запуска БРТ в Алматы пассажиропоток увеличился с 80 до 120 тысяч человек, а средняя скорость автобусов с 14 до 19 километров в час. То есть, дорогу, которая раньше занимала 40 минут, теперь можно проехать за 27. А как известно,13 свободных минут день за днем складываются в года. В угоду экологии в акимате Алматы принято решение отказаться от бензиновых и дизельных автобусов.

Еще одна интересная особенность, что в автобусах Алматы нет кондукторов и рассчитываться можно либо пластиковыми картами, проездными, так дешевле — 80 тенге, это на наши деньги чуть больше 10 рублей, либо наличкой — и тогда в два раза дороже стоимость проезда.

История алматинского метро — очень похожа на красноярскую. Проектировали его в советское время, строительство началось в 88, но с распадом союза стройку заморозили. Возобновили работы в середине нулевых, а запущена подземка была в 2011 году.

Больших толп людей в метро Алматы до прошлого года не было. Пассажиропоток увеличился в два раза с 40 до 80 тысяч человек в сутки только после достройки двух новых станций в спальных районах. Сейчас строится еще одна станция, она должна быть запущена в 2025 году.

Такая скорость может и устраивает метростроителей, но не экологов. Освободить город от смога они хотят гораздо быстрее. Один из шагов — избавиться от чадящих легковушек. В центре уже ввели платные парковки. Теперь хотят переоборудовать все такси на газовое топливо.

Сергей Герасименко, руководитель финансово-хозяйственного отдела Управления экологии и окружающей среды Алматы:
— Насчет стимулирования перехода на газобаллонное оборудование, но это как бы тоже пока на рассмотрении, такого нету.

Альберт Ахметов — алматинский журналист, пишет об экологии, говорит, велодорожки — не панацея в борьбе за чистый воздух, но возможность хоть немного снизить нагрузку от автомобилей. С учетом мягкого климата, ездить на двухколесном транспорте здесь можно месяцев шесть в году.

Альберт Ахметов, журналист:
— Вначале да, это было как экзотика, ходили посмотреть, что за велодорожки, сейчас видно, что если летом посмотреть, по ним самокаты, велики ездят. Я думаю, что нужно. — А можно же сюда дорогу расширить, будет пробок меньше? — Это спорное утверждение. Чем шире дорога, тем больше машин появляется.

Абылай Омархан, руководитель отдела общественного транспорта управления городской мобильности Алматы:
— У нас социальный проект есть — байкшеринг, по их показателям у нас за прошлый год пройдено шесть миллионов километров расстояние на велосипедах, которые доступны для общегородского пользования. Порядка 70 тысяч пользователей, активных порядка 20 тысяч.

Самый велосипедный город мира — Пекин. И там с помощью двухколесного транспорта действительно решают проблемы с загрязнением воздуха. Алматы до этого далеко, но местные активисты уверены — в борьбе за экологию нужно использовать все возможные способы. И не важно, от чего выбросов больше: машины, угольных ТЭЦ или частных домов. Снижать выбросы нужно по всем фронтам.

В следующей серии проекта «Втопим» — почему в городе куда поступает природный газ, до сих пор отапливаются углем, сложно ли газифицировать угольные ТЭЦ, и как алматинцы хотят вернуть ветер?

Наши проекты