16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Среда,
8 мая

Втопим! Среда, 15 февраля 2023, 0 комментариев

«Втопим»: газификация ТЭЦ и как вернуть ветер

Уровень газификации частного сектора Алматы большее 99%, так заявляют в акимате. Это ли не мечта для Красноярска. Правда, есть нюанс.

Павел Плотицын, автор проекта Airkaz по мониторингу качества воздуха Алматы:
— Несмотря на то, что у нас акимат отчитывается о том, что он у нас 99% газификации, если спуститься в нижнюю часть города, прекрасно видно, что частный сектор топится в выходные дни твердым топливом, в зависимости от благосостояния человека.

Еще одна особенность — это сама методика расчета. В алматинской мэрии её интерпретируют в свою пользу: если труба проходит возле дома — он считается газифицированным. А вот дальнейшее подключение будто бы личное дело каждого.

Темирлан Жапарбек, и.о. руководителя отдела водо-газоснабжения акимата Алматы:
— Задача государства — это провести магистральные сети, а уже частные подключения абонентские — это решается самими жителями, насколько это по карману. Существует программа СУСН — социально уязвимые слои населения, если опеределенный критерий людей, которые совместно с банком нашим, их подключают по льготным условиям. — Это кредиты? — Больше рассрочки.

Чтобы по-настоящему закрыть вопрос с газификацией частного сектора экологические активисты требуют от местных властей адресной социальной помощи — компенсировать часть платы за газовое отопление и давать деньги на подключение, тем, у кого их не хватает.

Асет Наурызбаев, экологический активист, член общественного совета Алматы:
— Подключение к трубе — это стоит до 2 тысячи долларов. Человеку еще нужно газовое оборудование. И дальше нужно платить повышенные платежи зимой. Летом это не дорого. Поэтому, некоторым семьям нужно помогать. Это недорого, все потянут, но самым необеспеченным нужно помогать.

Свой вклад в смог вносят и алматинские ТЭЦ. Трубы у них почти раза в три ниже красноярских из-за близости аэропорта — 125 метров против почти трехсот. А вместо современных электрофильтров, как на красноярских станциях, в Алмате используют менее эффективные, при том, что их уголь дает больше золы.

Павел Плотицын, автор проекта Airkaz по мониторингу качества воздуха Алматы:
— У нас две крупные ТЭЦ, они используют высокозольный уголь. У нас зольность угля, который они используют, составляет 40%. То есть, из тонны угля получается 400 килограммов золы. Они сжигают в год три миллиона тонн угля на двоих.

Перевод крупнейшей в городе ТЭЦ-2 на газ — один из самых масштабных эко-проектов Алматы. Его обсуждение и проработка идут с 2017-го года. Недавно мэрия, наконец, объявила тендер.

Эльдар Адилов, начальник управления по инвестиционным проекта АлЭС:
— Стоимость проекта 324 миллиарда. Мы проводим тендер. Планируется увеличение мощности, у нас сейчас 510, до 600 мегаватт. Сейчас международный тендер идет, они ценовую политику предоставят, посчитают, и как бы уже озвучим. — Для людей оплата тепла изменится? — Однозначно.

Алматинцам придется платить больше за отопление, но и дышать станет легче. АлЭс — это госкомпания, которая владеет Алматинскими теплоцентралями, уже перевела № 1 ТЭЦ Алматы на газ. Это было проще, чем кажется, говорит главный инженер Алексей Ким.

Алексей Ким, главный инженер ТЭЦ-1 Алматы:
— Вот здесь для газа в данный момент ничего такого сложного нету, вот подвод газа идет. Сам центральный трубопровод — он находится вот. Здесь стоит клапан-обтекатель на случай непредвиденных обстоятельств. Подвести газ до станции в первую очередь, распределить его, рассчитать трубопроводы, все это делается, честно говоря, легко, очень легко. Производится реконструкция горелок. Здесь большого такого сложного чертежа нету, потому что идет вот эта вот труба, она доходит до горелки. — А здесь чище стало, когда на газ перешли? — Конечно. Раньше, здесь на отметке 0 зола за осенне-зимний сезон скапливалась чуть ли не по пояс!

Вот это трубы с газовых котлов, и есть забавный эффект — сейчас дым с этой стороны кажется черным. На станции рассказывают, что им даже звонят иногда из мэрии и спрашивают — почему из ваших труб идет черный дым. На самом деле он белый, я сейчас вам покажу. Это другой ракурс, отсюда видно, что дым белый, но он все же есть из-за того что используется вода для охлаждения. Для охлаждения дымовых газов с температуры 130 до 80 градусов и вот образуется пар. Но у вас есть труба, где нет водяного охлаждения, там так же сжигается газ и она показательна в плане выбросов. Это вот эта труба — здесь сейчас работает котел.

Еще один шаг к чистому воздуху Алматы — вернуть ветер. Сейчас в городе создается CFD-модель воздушных потоков, где с помощь компьютерных технологий и математического моделирования можно будет посмотреть, как каждая городская постройка изменяет розу ветров. Асет Наурызбаев, член общественного совета Алматы, говорит — так можно будет убирать преграды, если потребуется сносить или не строить плохо продуваемые дома.

Пока модель в разработке. Будет ли принята к работе — неизвестно. Ясно, что такой подход едва ли понравится местным застройщикам. Пару лет назад им и так ввели ограничения: все здания в городе не должны быть выше предгороного проспекта Альфараби. Может, поэтому, предложения алматинских чиновников звучат менее радикальные, но более изощрённые.

Сергей Герасименко, руководитель финансово-хозяйственного отдела Управления экологии и окружающей среды Алматы:
— Кстати, сейчас популярная тема, может вы видели, в этих домах, которые перекрывают потоки, делать какие-то арки, окна и так далее, чтобы продувались дома. Это как планы.

Перевод ТЭЦ на газ, газификация частного сектора, электромобили и автобусы на газу, грамотная застройка города, создание зеленых коридоров, строительство новых станций метро, расширение сети велодорожек — для Алматы всё это реальные проекты, заложенные в план развития города на ближайшие годы. Вопросы экологии там вообще на первом месте, главное не отклонятся от курса.

Наконец мы поднялись в эти самые горы, которые видны из любой точки города. Вот там внизу каток Медеу, впереди горнолыжный курорт Чимбулак, и все в Алмате и вот здесь в горах меня не покидает одна и та же мысль — каким прекрасным мог быть этот город, если бы не смог, его, кстати, отсюда тоже видно, вон там черная полоса — граница неба.

Весь проект «Втопим» — больше не о городах, куда мы ездим. Если победить экологические проблемы получается там, значит, это возможно и у нас в Красноярске.

Наши проекты