16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Среда,
8 мая

Втопим! Четверг, 9 марта 2023, 0 комментариев

«Втопим!»: экология Ханты-Мансийска

Прямо сейчас заключительная серия проекта «Втопим» из газифицированного Ханты-Мансийска. В северном городе сразу несколько успешных эко-проектов: жители уже второй год не просто сортируют мусор, а делают из него тротуарную плитку и бордюры. А прямо в черте Ханты-Мансийска расположен природный парк, где растёт уникальная 300-летняя сосна.

В прошлых сериях проекта «Втопим» мы знакомились с газифицированным Ханты-Мансийском. Сравнивали работу котельных. Изучали транспортную систему северного города. Сегодня побываем в знаменитом природном парке.
Встретимся с эко-активистами и узнаем — как в городе газа поступают с отходами, и почему богатая лесом земля страдает от эрозии.

Когда туристы приезжают в Ханты-Мансийск, их возят на канатку, к «Мамонтам», это местный археопарк, и в знаменитый лесной массив «Самаровский Чугас». Он обнимает город еловыми лапами.

Александр Калачев. журналист окружной телерадиокомпании «Югра», начальник отдела авторских программ:
— Мы прям в лесу же расположены, тут лес был, потом пришел человек в 30-е годы, начали строить город. Но при этом, стараются не трогать особо природу, мне вот до леса 15 минут пешочком, и я окажусь не в парке, а в лесу настоящем, вековом.

«Самаровский Чугас» — особо охраняемая природная территория в междуречье Иртыша и Оби. Общая площадь — почти семь тысяч гектаров, 420 из них — это первозданный кедрово-еловый лес, а еще урочища и острова, где проживают 53 вида краснокнижных животных.

Евгения Останина, журналист, сотрудник библиотеки г. Ханты-Мансийска:
— Здесь очень много воды, если обратите внимание, когда вы подлетали, ХМ находится на действительно таком острове, реки полны рыбы — это наше второе богатство, после нефти и газ, за последнее время, за пандемийные годы, увеличилось количество животных, очень много выходят лис, даже лосей в город, непосредственно.

Внешне «Самаровский Чугас» близок нашему нац.парку «Столбы», только в разы меньше, и в северном городе нет скал. Вокруг Ханты-Мансийска много болот и родников. Тропы к ним обустраивают силами администрации.
Глава ассоциации природоохранных и ресурсосберегающих организаций Югры Евгений Печерица рассказывает, в 2018 в составе группы мониторил местные родники и случайно нашёл одно из старейших деревьев округа.
Сейчас активисты ждут решения комиссии Совета Федерации, чтобы установить у ствола информационную табличку. Все подобные деревья изучают сотрудники парка. Каждый экземпляр с координатами вносят в базу данных и ставят на учёт.
Казалось бы, в таком зелёном округе не должно быть эко-проблем, но у Югры свои законы природы. Город и холмы хорошо продуваются, это спасает от транспортной загазованности, но приводит к оползням и оплывинам. Так называют съехавшие, например, под тяжестью снега слои земли.

Евгений Печерица, руководитель ассоциации природоохранных и ресурсосберегающих организаций Югры:
— Вокруг довольно-таки равнинное место, и ветра, в отсутствии этих деревьев, которые укрепляют семь холмов наших, они удерживают, предотвращая от ветровой эрозии и от водной эрозии, в том числе, маленький слой почвенный плодородный, поэтому деревья имеют корневую систему поверхностную, когда бывают сильные ветра, деревья в общем-то падают.

Плотное соседство с богатым лесом местных почему-то не расслабляет. Город продолжают озеленять, рассказывает тележурналист Александр Калачёв. За каждый ствол борются не только активисты, но и обычные прохожие.
Вот и в одном из двориков на месте пустыря вырос миниатюрный общественный сад. Проект называется «Сад 61°69». Это координаты, Ханты-Мансийск географически находится в месте пересечения параллели и меридиана.
Создание открытой зелёной зоны инициировал крупный бизнес. Город предоставил участок. Проект получил международную премию. А жители — многофункциональное пространство с грядками, ивами и амфитеатром.

К более менее грамотному сбору мусора в Ханты-Мансийске шли не быстро и запинаясь, признаётся член общественной палаты Югры Александр Тарасенко.
Раньше за вывоз отходов отвечали сами управляющие компании. А когда пришёл рег.оператор, начались проблемы с обратной связью, первое время не было диспетчерской службы.
Сейчас на каждом мусоровозе система «Глонасс», жители видят их перемещение. А год назад регоператор начал устанавливать эко-центры по сбору вторичного сырья, проект назвали «Югра собирает».

Александр Тарасенко, член общественной палаты Югры и общественного Совета Министерства строительства РФ:
— Впрошлом году 27 тонн собрали — бумага, пластик, стекло. На возмездной основе, как раньше, в советское время: приходишь, сдаешь, получаешь деньги, в городе открыли предприятие по переработке пластиковых отходов, с них делают тротуарную плитку, бордюры, я думаю, в будущем мы ничего вывозить не будем — будем все сами сортировать, перерабатывать и выпускать продукцию, у нас еще рег.оператор постепенно берет на себя полигоны, где утилизация идет, приводит их в соответствие.

Есть нюанс — за экоподход к мусору ханты-мансийцы стали отдавать больше, сумма в платёжке выросла почти в три раза, говорит Александр. Но люди видят, за какую чистоту платят.
А вот проблема полигонов всё ещё актуальна. В сети активисты выкладывают видео с гигантской свалкой в 30-ти км от города. Именно на границе с лесом идёт война волонтёров за чистоту.
Станислав четвёртый год организует субботники: привлекает молодёжь, семьи, в лесной рейд выходят по 15-20 человек, за четыре года в акциях приняли участие 300 жителей.

Ещё одна боль активистов — уборка снега. Инспекция по дворам показывает, почти как в Красноярске — высоченные кучи забивают проезды. С одной разницей — в Хантах снег белый. И его в разы больше. По словам жителей, сейчас это почти единственная коммунальная беда в городе газа и чиновников.
По нашим ощущениям, Ханты-Мансийск — зелёный, компактный, без угольного отопления и с бюджетом в 12 миллиардов, начищен до блеска. Дышится здесь и правда по-деревенски свободно.

Каролина Шибко, волонтёр «Газпромнефть-Хантоса», куратор проекта «Сад 61°69°»:
— Когда ты с аэропорта выходишь только, ты в целом попадаешь вот в этот в лесную зону и сразу чувствуешь себя свежо, как-то широко, при этом город очень низкий, у нас особо нет высоких построек, но в целом ты чувствуешь какую-то широту здесь, при его низине, есть широта, и ощущение свободного дыхания.

Местные даже порассуждали — а что сделать для воздуха Красноярска — может отказаться от повального использования угля или ударно улучшить методы фильтрации. Среди фантазий — даже установка гигантской ветровой пушки.

Сравнивать Ханты-Мансийск с другими городами страны вообще бессмысленно. То, что в принципе появился такой город, это должно было совпасть много разных обстоятельств! Город как будто нереальный, полусказочный, сошел со страниц книги про «светлое будущее». Мы честно хотели пообщаться с прохожими, чтобы они рассказали о жизни в своём городе, но люди как-то сторонятся, видимо, правда счастье любит тишину. Либо, мы предположили с оператором шутку, что каждый житель изначально подписывает документ о неразглашении, лишь бы жить в таком уютном и комфортном городе. Как о нем все говорят. 

Наши проекты