16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Пятница,
26 апреля

Новости Пятница, 27 января 2012, 4 комментария

Ядерный шум не утихает

Ядерный шум не утихает
16+

 

После того как российские СМИ начали бить тревогу: по стране проедет поезд с беспрецедентным количеством опасных веществ, дирекция ГХК в срочном порядке начала общение с журналистами. Наша съемочная группа побывала на новом и пока единственном в мире сухом ядерном хранилище. Проследила за всеми этапами хранения отработавшего урана и выяснила, насколько эти технологии безопасны.

Дорогу до нового ядерного хранилища снимать нам просто запретили. Это неказистое с виду здание выдерживает падение самолета и 8-бальное землетрясение. А еще стало виновником самых ядерных споров на сегодняшний день. Единственное в мире сухое хранилище отработавшего ядерного топлива ждет первую партию урана на сохранение. В прессе железнодорожный состав, который будет везти топливо через всю страну называют «мобильным Чернобылем», считая, что вся затея небезопасна. Пресс-конференция директора ГХК на территории хранилища начинается с резкой критики зелёных, и рассказе о том, почему урановый экспресс всё-таки надёжен.

Пётр Гаврилов, генеральный директор ГХК: «Бросковые испытания включают в себя бросок на твёрдую поверхность с 9-метровой высоты. При этом исключается разгерметизация. Горение в течение 30 минут в открытом пламени температурой 800 градусов».

Первые восемь таких вагонов привезут в край 64 тонны ядерного топлива. Пробный вагон ждём в конце февраля, начале марта. Остальное в апреле. Тёплый приём уже обеспечен.

Вот в таких ампулах и приходит отработавшее топливо. Эти - пустые. В противном случае мне бы несдобровать. Очень этого, кстати, не хочется. Также и остальным работникам хранилища. Во время выгрузки - минимум персонала. Транспортные контейнеры возят по территории очень и очень медленно. В итоге одно из помещений наглухо закрывается и уже лебёдкой ампулы доставляются на второй этаж. Обстановочка там напоминает интерьер то ли подводной лодки, то ли космического корабля. Толщина стен - больше метра.

Вот за этой «дверкой», я её, кстати, даже сдвинуть не могу, находится так называемая «горячая камера», внутри видеозапись производить уже нельзя, работают там только машины. Без камер журналисты, и я в том числе знакомятся вот с такими роботизированными клешнями. Они загружают опасные ампулы с ураном в специальные пеналы. На следующие 50, а то и 100 лет. Их доставляют в хранилище. В каждую круглую ячейку входит по два пенала. Сухим хранилище называется, потому что вместо воды, которую обычно используют для охлаждения топлива, урановые пеналы будет охлаждать циркулирующий по залу воздух.

На ощупь очень холодная, но не надолго. В каждом пенале температура может доходить до 300 градусов. И когда несколько ячеек заполнятся, пол станет заметно теплее. Но от этого он будет не менее безопасным, сотрудники смогут просто так прохаживаться вокруг. При налаженном сообщение ядерных поездов с топливом от российских АЭС хранилище может заполнится за 4 года. Оно рассчитано на восемь с лишним тысяч тонн. Потом построят ещё супер-склад. А через 5 -7 лет здесь же появится уже опытный центр по переработке хранящегося топлива. Кризисы похоже никогда не затронут эту отрасль. А нам остаётся верить в надёжность и профессионализм работающих в ней людей.

Пётр Дерягин

Новости сегодня

Все новости
Наши проекты