16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Вторник,
30 апреля

«Радиосвязь» на перекрёстке дорог Понедельник, 23 августа 2021, 0 комментариев

«Радиосвязь»: спутниковая связь и навигация

Что 80 лет назад, что сейчас — таблички о гостайне и лишних разговорах на «Радиозаводе» не устаревают. Печати о секретности тоже стоят на множестве разработок, неудивительно для закрытого предприятия, чьи заказчики — Минобороны и спецслужбы.
Поэтому важное рабочее место Виктора, цех сборки, нам снимать не разрешили. Мы только можем сказать, что это в сфере станций спутниковой связи и навигации — одного из главных производственных направлений завода.

Виктор Митрофанов, инженер-конструктор третьей категории «НПП „Радиосвязь“»:
— Моя работа заключается в сопровождении изделия в производстве. То есть, мы разработали опытный образец и подготавливаем всю сопутствующую документацию, которая должна идти уже к покупателю, грубо говоря.

Инженеры рассказывают, что изделий у них десятки: от вот таких, огромных, с 12-метровыми стационарными антеннами, до небольших портативных станций. При этом, военные изделия уникальны тем, что работают в любых условиях и помехозащищённые — это только звучит просто, а не деле крайне сложная физика и электроника.

Это связь вот какая — верхние слои атмосферы, где возникают разного рода нелинейности. Сигнал от этих нелинейностей начинает отражаться. Точно так же, как от стенки, только намного меньше, потому что львиная доля этой энергии, которая излучается в эту область, она уходит просто-напросто в космос. А мизерная часть отражается во все стороны. Вторая станция должна этот сигнал уловить. То есть энергетика тропосферной линии очень напряжённая, хуже, чем спутниковой.

При этом, часть продукции двойного назначения, то есть, изделия выпускают и для гражданского применения. Например, в их числе тропосферная станция «Гроза» — одна из самых перспективных гражданских разработок, потому что может обеспечить быстрой, 50 мегабит, как домашний интернет, связью удалённые деревни. И это единственная в России разработка цифровой тропосферной станции.

Чтобы разработать подобное, нужен серьёзный фундамент. Он здесь есть, потому что на предприятии налажен полный цикл: от конструкторского бюро, где работает Виктор, до двух десятков цехов. О некоторых мы не знаем ничего, в других вырезают и обрабатывают детали, скручивают кабели и паяют разнообразные платы. Есть, кстати, отдельный, уникальный цех — инструментальный.

Дмитрий Белозеров, токарь-универсал и слесарь шестого разряда «НПП „Радиосвязь“»:
— Инструментальщики — это специалисты наивысочайшего класса. Если инструментальщику сказать «допуск — 10 микрон», он улыбнётся и ответит: «Это целая сотка». Если сказать «сделай ровно», он сморщится и скажет «ладно».

Если немного перевести — здесь работают над опытными образцами и деталями, когда ещё нет никакого техпроцесса и нужно придумать, как всё сделать и оптимизировать.
Несколько раз нам рассказывали историю о том, как фильтр размером 10 на 10 сантиметров ужали до трёх десятых миллиметра. Работали сразу несколько цехов и целый институт физики РАН. Естественно, это требует невероятной квалификации и молодых сотрудников.

Дмитрий Белозеров, токарь-универсал и слесарь шестого разряда «НПП „Радиосвязь“»:
— Нужно, чтобы они были не просто талантливые. Ещё и упёртые, в хорошем смысле слова. В общем, нужно отбирать молодёжь. Популярность рабочей профессии — чтобы они гордились словом, допустим, инструментальщик.

За знакомство с работой отвечает свой отдел. Специалисты по работе с персоналом, вообще-то, тоже важное звено на заводе. Они следят за соблюдением коллективного договора, приглядывают за техникой безопасности, разрабатывают дресс-код для сотрудников и, главное, приводят молодёжь. Всё начинается со школьных экскурсий, где ребятам показывают и даже дают потрогать кое-что из оборудования.

Мария Швацкая, заместитель начальника отдела по работе с персоналом «НПП „Радиосвязь“»:
— На производственных практиках и преддипломных мы ежегодно до двухсот человек принимаем. И среди них, да, большое количество тех, кто к нам приходил со школы и в дальнейшем хотел бы связать с нами жизнь.

А есть ведь ещё те, кто связал её до своего рождения — на заводе есть 13 трудовых династий, и Мария в их числе. Её бабушки, дедушки, и родители много лет отработали на заводе. Теперь пришёл черед Марии и её мужа — и той молодёжи, которую она привела сюда.

Но вернёмся к разработкам, в том числе мирным и очень важным. В серийном выпуске уже много лет — спутниковая навигация для железнодорожного транспорта. Или, например, словно привет из будущего — передача энергии с помощью магнитных полей.

Ринат Галеев, генеральный директор «НПП „Радиосвязь“»:
— Один из самых удачных примеров, о которых можем говорить как о мировом уровне, может быть, даже выше мирового уровня — институт физики академии наук. Это лаборатория Беляева. Датчики слабых магнитных полей — это разработка Беляева. Фильтры, вернее, принцип полозковых фильтров на принципах резонаторов. Ну и те фильтры, которые мы стабильно и серийно выпускаем у себя, это поверхностно-акустические волны, с которыми нам помогает в расчётах и прочих вопросах именно эти физики этой лаборатории этого института.

Есть и важные разработки с красноярскими медиками: начиная от опытных методик лечения опухолей мозга наночастицами и высокочувствительных датчиков слабых магнитных полей, а заканчивая уже серийным выпуском титановых сеток и элементов черепа.

Есть даже, внезапно, вполне бытовые приборы в тренде последних полутора пандемийных лет. Это озонаторы, которые стоят на столе практически в каждом кабинете. Смысл в том, объясняют инженеры, что он ненавязчиво убивает все нехорошие бактерии и вирусы в воздухе, а за компанию создаёт приятный озоновый запах грозы в кабинетах.

Наконец, неожиданно встречаются разработки для себя, чтобы удобно было. Вот этот лифт, например, хранит в себе десятки огромных подносов, на которые складывают детали для разных изделий. Когда приходит время сборки, то оператор вызывает нужный, и остаётся просто взять и собрать всё по инструкции. А после работы — пойти танцевать, бегать за мячом или петь. И это история для заключительной серии.

Наши проекты