16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Понедельник,
17 ноября

Новости Пятница, 10 октября 2025, 0 комментариев

До Ергаков добрался опасный вредитель — полиграф уссурийский

До Ергаков добрался опасный вредитель — полиграф уссурийский
16+

Даже до Ергаков добрался опасный вредитель — полиграф уссурийский. Это жук, который поселяется под корой деревьев, и полностью их убивает. Короед уничтожил уже сотни гектаров леса в крае и в нацпарке «Столбы». Но самое главное, у паразита появился сообщник — непарный шелкопряд. Бабочки и красивые гусеницы превращают всё хвойное в скелеты. Что предлагают ученые-лесопатологи? Знает Анна Гейнце.

— А начинается все с кладок яиц. Такие бабочки вылетают из насаждений. На юге края по весне они объели около 10 тысяч гектаров.

Убытки этого года подсчитаны, перспективы на следующие понятны, говорит лесопотолог Сергей Астпенко. В будущем сезоне защитники леса опасаются серьезной гибели тайги. У нас есть время до июня, чтобы принять меры и защитить ее от непарника. У этих бабочек самец коричневый, а самка белая. Поэтому они — непарный шелкопряд. Такая популяция уже устроила серьезную пирушку в лиственничных и берёзовых лесах юга края и Хакасии. И сейчас ученые будут рекомендовать властям края потратиться на обработку лесов препаратами. Ведь дальше может быть больше.

Отличие нашей ситуации от Новосибирской области — теплые скалы. Именно на них, а не как обычно на деревьях, бабочки взялись устраивать свои кладки. Вот так это выглядит. Так насекомые греют потомство и создают дополнительную сложность лесоохране. Пока очищать камни придется буквально вручную, биологические и химические препараты вблизи рек запрещены.

С короедом в крае идет битва уже несколько лет. Микро букашка, а проблемы большие. Так за несколько лет, а полиграф пришел к нам с дальнего востока, он уничтожил сотни гектаров нашей пихты, включая значительную часть на территории нацпарка «Столбы». В отличие от шелкопряда, обработка с воздуха зараженных короедом деревьев — пустой пшик. Помогает только санитарная рубка свежезаселённых деревьев. Или потом только убирать погибшие сухие. Так делали на «Столбах».

Вот они легендарные останцы, в вокруг сначала рыжеющий, а потом стремительно лысеющий лес. Кадры лесной зачистки мы показывали пару лет назад. Сейчас на «Столбах» хоть и нет новых заселений полиграфом, но есть моря сухостоя. Его так много, что не убрать. Сотрудники «Столбов» на краевые деньги расчищали от него только участки, где ходят люди и где мёртвые стволы опасны именно для туристов.

Иван Кириллов, замдиректора по охране заповедной территории национального парка «Столбы»
— Там, где мы вырубили, они опять стали доступны. А там, где остался сухостой, мы эти тропы официально не открываем. Наблюдаем, смотрим, как природа сама себя восстановит. Опасно! Пожароопасная обстановка на этих участках сложная.

Анна Гейнце, корреспондент новостей «Прима»
— Как говорят специалисты, сейчас полиграф отступает из центра и двинулся на север и юг края. Где, как мы помним, кормится непарный шелкопряд.

Сергей Астапенко, инженер-лесопатолог
— Сначала боялись, что погибнет весь лес. Но смотрим — возобновление есть.

По официальным данным 18 тысяч гектаров леса уже погубил полиграф. Это вроде чуть больше 1% нашей краевой зелени. Но если восстановление будет не поспевать за разрушением. Да если сплюсовать потери от всех вредителей, включая человека, процентики начинают капать. А пока ученые тихо радуются, что пока притих шелкопряд сибирский. Вот такие гусеницы большой компанией съедают дерево за день. Не выбирают пихта или лиственница, едят всё, а потому слывут самыми вредными вредителями. Последний раз они показали себя в трех регионах. Тогда пришлось обрабатывать 700 гектаров леса. Только у нас.

Наши проекты