16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Среда,
25 мая

Сделано в Сибири: дорога угля Вторник, 27 июля 2021, 0 комментариев

«Сделано в Сибири»: 1 серия

Этим летом наша съемочная группа побывала в нижней точке Бородинского угольного разреза компании СУЭК, там где первобытное черное топливо дробят и грузят в жд-вагоны. Разрез в Бородино не только крупнейший в стране. Он уникален по способу добычи и отгрузки угля. Сколько весит гигантская роторная машина, и почему уголь из Бородино с аппетитом едят и малые котельные и все ТЭЦ края, — смотрите первую серию проекта «Сделано в Сибири» к 20-летию компании СУЭК.

Что такое 20 миллионов тонн угля? Если на гигантские весы загнать 4 миллиона африканских слонов — такой и даже больший вес годовой добычи угля на Бородинском разрезе компании СУЭК.

Это крупнейшее предприятие открытой угледобычи в стране. Свет и тепло в наших домах родом именно отсюда. Сейчас все Красноярские ТЭЦ используют бородинский уголь.

Топливо здесь извлекают не подземным способом, а более безопасным и эффективным — открытым. Уголь снимают пластами как со слоёного пирога. Длина рабочего борта — 7 км. Ширина — 2 км. Высота — до 100 метров. Площадь сравнима с двумя тысячами футбольных полей.

Николай Лалетин, управляющий Бородинским разрезом:
— Вот смотрите, какой разрез есть — он такой же и был точно, только не там, вот здесь, когда я приехал. Хранилище — оно накрыто достаточно мощным слоем вскрышных пород. Приходится прилагать немалые усилия. С другой стороны — это уникальное месторождение. У него благоприятное залегание угольного пласта, достаточно выдержанное качество. Наш уголь бурый, у него достаточная теплотворная способность. По сравнению с другими месторождениями бурых углей достаточно небольшая зольность. Поэтому очень многие станции они забирают наш уголь, как говорится, «едят» его.

«Едят» наш уголь и в крае, и во многих других городах Сибири, и на Дальнем Востоке.

Василий Дёгтев, начальник Бородинского отделения углесбыта:
— Основное преимущество — это то, что наш уголь низкосернистый. Поэтому все наши станции, российские, и зарубежные, его с удовольствием используют. Тем самым снижая вредные выбросы. Процентов наверное 60-70 — это мелкие предприятия Красноярского края, плюс Хакасия, плюс Новосибирские станции, плюс, Алтай, Барнаульская ТЭЦ-3, предприятия Мин.обороны.

Технология вывоза угля здесь уникальна. Бородинский разрез — это фактически угольный склад под открытым небом. Составы под погрузку приходят прямо к экскаватору, и от него по железнодорожным путям отправляются напрямую к потребителю.

Николай Лалетин, управляющий Бородинским разрезом:
— Миллиард тонн добычи в 2016 году достигнут рубеж, этого рубежа еще не достиг никто в России. Наша же задача гарантировать всю ту потребность, которая существует в угле. Поэтому мы в том духе и с этой целью настроены на работу.

Бурый бородинский уголь класса Б не нуждается в обогащении. Всё это — чистый уголь. Он уже готов ехать к своему потребителю — в дома, для печного отопления, на ТЭЦ, на ГРЭС, и это не тот уголь, который мы покупаем в пакетиках в супермаркете для мангала и шашлыка — это уголь природный, и такой пласт может быть мощность или по-другому высотой в 54 метра.

Для разных потребителей уголь требуется разный. Крупные куски предпочитают жители частных домов.

Василий Дёгтев, начальник Бородинского отделения углесбыта:
— Мы отсеваем мелкий класс — мелочь, и крупные кусочки остаются, они не проваливаются сквозь решётки, а полностью сгорают, с внедрением в жилых домах автоматов-полуавтоматов — эти сортовые угли пользуются спросом.

Совсем мелкая фракция идет на ТЭЦ. Это позволяет энергетикам экономить на дроблении топлива. За год продвижение фронта горных работ на Бородинском разрезе составляет 80 метров. То есть грубо говоря разрез очень ощутимо шагает и благо есть куда!

Николай Лалетин, управляющий Бородинским разрезом:
— Поле деятельности и для нас и для наших детей тут огромное. Потребность и спрос на наш уголь, я думаю, будут существовать ещё долгие годы.0128

В следующей серии команда Примы знакомится с экипажем экскаватора высотой с десятиэтажку. Железный характер и зелёные гектары на месте угольных отвалов.

Экология, промышленные лаборатории и планы на будущее — в проекте «Сделано в Сибири» специально к 20-летию компании СУЭК.
Скоро. На телеканале Прима.
 

Наши проекты